Красота есть качественная организация.
            Владимир Шмаков

Почти 150 лет назад в России был впервые опубликован роман Фёдора Достоевского «Идиот», в котором была фраза, ставшая известным афоризмом: «мир спасёт красота». Из текста можно понять, что подразумевается внутренняя красота души человека, образцом которого в романе представлен князь Мышкин. В том мире (обществе), в котором жил этот персонаж, такой человек воспринимался как идиот. Заметно ли изменился к лучшему мир современной России?

Владимир Шмаков считал, что Достоевский был озарён ведением действительной сущности русского народа, его духа, вселенской миссии, призвания и чаяний.

Что есть красота, какова её природа? На мой взгляд, исчерпывающие ответы на эти вопросы даны в философской системе Шмакова (1,2), где показано, что эволюция Мира от хаоса до космоса есть постепенное возрастание в нём красоты и гармонии, т.е. неуклонное внедрение в материю надмирной Реальности, внутренняя природа которой нематериальна, но может активно обнаруживаться лишь через материю. При этом идея возвышенного и прекрасного воспринимаются человеком в строгой зависимости от достигнутой им ступени развития, т.е. качественного уровня его сознания.

Как полагал Шмаков, красота рождается в единении разрозненного, в преодолении эгоистичной замкнутости, в возникновении организации; красота есть обнаружение в окружающей среде качественного восхождения множественности к породившему её единству. «Красота есть качественная организация, есть основной предикат жизни: всё живое прекрасно и прекрасно только живое» (2). Этот гениальный философ считал, что гармоничное сочетание единичных разрозненных элементов множества неотвратимо привлекает на себя творческие и возвышающие воздействия высших центров. «Но так как по мере возрастания организации возрастает красота её обнаружения, то красота есть прямой и естественный путь к Богу, и именно она, по мудрому завету Достоевского, спасёт мир» (2).

На основе представлений Шмакова эволюцию Мира и любой его органичной части, т.е. организма, можно схематично представить таким образом: хаотичность – структурность – иерархичность – фрактальность – всеединство. Здесь важное значение имеет понятие фрактальность, образная информативность которого обеспечила ему широкое применение в различных областях искусства и науки. Можно полагать, что использование этого понятия поможет глубже осмыслить закон синархии Владимира Шмакова – «основной закон мироздания; именно через него оно становится космосом» (1).

Магическая красота фрактальных структур завораживает. Известный специалист в синергетике – Рэм Баранцев считал, что принимая фрактальность достаточно фундаментальным свойством материи, можно переосмыслить понятия дискретность и непрерывность в составе триады: дискретность – фрактальность – непрерывность, т.е. эта антиномия разрешается (синтезируется) через фрактальность (3).

Следуя подходу Баранцева, аналогичным образом можно разрешить такие антиномии, как единство – множественность, иерархичность – всеединство, эгоизм – альтруизм и т.д. В содержательной статье с необычным названием, Вадим Татур изложил, в частности, свои соображения о фрактальности человека и его сознания (4). Ссылаясь на работы по фрактальной теории деятельности центральной нервной системы (ЦНС), автор статьи полагает, что «если у деятельности ЦНС есть особый смысл, который проявляется в виде фрактальности её деятельности, то и у феномена сознания должен быть свой смысл, а значит ему должна отвечать его фрактальная структура». Выводы, которые делает этот исследователь на основе своих размышлений о сущности человека как деятельного космического субъекта, вполне созвучны соответствующим доктринам философской системы Шмакова и концепциям космологической парадигмы сознания Ориса, в которой раскрыта энергоинформационная структура и динамика функционирования сознания организмов различного иерархического уровня (5).

Своё понимание эстетики – науки о красоте, её природе, законах и проявлении в феноменальном мире, Владимир Шмаков обстоятельно изложил в фундаментальном труде (2) на основе сопоставления красоты в монадной (дискретной) и пластической (вибрационно-полевой) категориях Реальности. Основные положения его учения о красоте таковы.

Всё прекрасное необходимо есть иерархически сложное, красота в мире есть непосредственное откровение всеединства – исконной природы Реальности. Чтобы воспринимать красоту, необходимо обладать в сознании внутренней качественной глубинностью; чтобы оценивать прекрасное, нужно раскрыть в себе способность качественного восхищения к конкретным источникам красоты. Горний мир, как абсолютно совершенная синархия, есть идеальное гармоничное сопряжение единства со множественностью, есть мир абсолютно совершенной организации, есть царство первородной красоты. «Всё прекрасное в космосе есть только отблески Красоты Горней».

Но, вместе с тем, и всякая земная красота есть реальная объективная ценность – она не оторвана от горнего, но есть его вхождение в феноменальное, и именно в актуальности этого явления актуализируется соответствующий ему надмирный первообраз. Иначе говоря, красота двухприродна и поэтому одинаково есть и отблеск идеального, и эмпирическая ценность; она есть путь от дольнего к горнему, и одновременно принадлежа им обоим, возвышает первое до второго. Поскольку красота есть качественная организация – гармоничное сопряжение периферической множественности с центральным единством, т.е. закон организма, то она есть основной признак жизни. «Организация есть сущность, результат и цель всякого истинного творчества, есть возрастание от феноменального к ноуменальному» (2).

Способность восприятия и сравнительной оценки прекрасного возникает лишь в результате долгих усилий и высокой культуры. Целостное и гармоничное проявление способности человека воспринимать, осознавать и стремиться к красоте, выливается в искусство. В понимании В.Шмакова, всякое искусство есть конкретно-спекулятивная реальность. Оно есть не только подражание эмпирическим вещам, в искусстве совершается самобытное творчество, теургическое воплощение ноуменального в феноменальное. Поэтому всякое истинное искусство одновременно монадно и пластично. Различные виды и способы его эмпирического выражения определяют иерархию отдельных отраслей искусства, на протяжении которой преимущественное доминирование одной категории плавно переходит к доминированию другой.

Шмаков подробно обосновал предложенную им иерархию видов искусства, которая в сжатом виде выглядит так (2). Наиболее монадным видом искусства является архитектура – здесь почти безраздельно царит закон форм и гармонии их сочетаний. Далее расположена скульптура, где также основную роль играет монадный закон и воплощающая его форма, но параллельно с этим самобытное значение приобретает также и пластический динамизм. На третьей ступени Шмаков помещает живопись, где появляется существенно новый элемент – краски. Поскольку художник имеет в своих руках более разнообразные технические средства, чем скульптор, то соотношение монадной и пластической составляющей здесь раскрывается с ещё большей яркостью, силой и очевидностью. «Художник постольку является творцом, поскольку он воссоединяет в своей картине монадность с пластичностью, т.е. поскольку он реально творит новую жизнь».

За изобразительным искусством располагается искусство слова – здесь наиболее монадной формой является проза. Талант писателя определяется даром восприятия и воспроизведения внутренней динамичности жизни, непрерывности её течения и глубинности её содержания.

По мере возрастания пластической составляющей в литературном произведении, оно переходит в поэзию, которая отличается наличием чисто пластического элемента – ритма. «Поэтическое произведение тогда является действительно великим, когда оно равно совершенно и в монадности, и в пластичности, когда оно вместе с глубиной монадного смысла и красотою чередующихся форм наделено также и мощной глубиной ритма».

Наивысшей ступенью в иерархии видов искусства, где пластичность приобретает первенствующее и господствующее значение, является, на взгляд Владимира Шмакова, музыка. Уже тот факт, что музыкальное произведение раскрывается только во времени, показывает его чуждость монадной категории. «Глубинность музыки воистину безмерна. Она пронизывает все планы космоса, все виды бытия и одинаково всему родна и близка бесконечно, и всё влечёт к безбрежному простору и к жизни внутренней, не ведающей дна… Музыка есть душа мира, есть океан скорби бытия, есть песнь торжествующей Жизни, есть вечный гимн Любви и Красоте» (2).

Гармоничный синтез поэзии и музыки – песенное творчество играет важнейшую роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Как известно, музыка и песни, будучи древнейшими средствами психического и энергоинформационного общения между людьми, активно влияют на все процессы, происходящие в организме человека. В зависимости от качества сочетания звуков, слов и ритмов, музыка и песни могут быть как источником духовного возвышения сознания и перехода его на более высокий качественный уровень, исцеления от множества болезней, так и мощным средством, отрицательно и разрушительно влияющим на сознание и всю психобиологическую систему человека.

В России с 2010 г. стали издаваться книги под необычным названием «Ииссиидиология», раскрывающие новейшие космологические представления о Вселенной и человеке. Автор этих книг – Орис – советует относиться к изложенной в них парадигме как к сказке или научной фантастике (5). По-видимому, были случаи неадекватного восприятия. Действительно, поначалу складывается впечатление, что по сравнению с этой парадигмой сознания, трансперсональная психология, которую психологи-догматики до сих пор «не видят в упор», всего лишь невнятный лепет детей дошкольного возраста.

Однако по мере погружения в содержание – благо в интернете полно материалов на эту тему, в том числе статей Ориса, адаптированных для «чайников», появляется интуитивное понимание смысловой аналогичности представленных знаний соответствующим доктринам Шмакова в ряде важных аспектов.

Очевидно, что попытка изложить концепции Ориса об энергоинформационной структуре и динамике функционирования сознания учёным-догматикам будет аналогична по результату попытке Джордано Бруно изложить свои представления о множестве миров церковникам-догматикам. Ну как может какой-то агроном знать то, чего не знает комиссия РАН по борьбе с лженаукой, в которой 14 академиков и 13 член-корреспондентов?! Тем более что в коллективном бессознательном РАН наверняка сохранилась недобрая память о деяниях академика-агронома Трофима Лысенко.

Тем не менее, автор новой парадигмы – «крымский мечтатель» Орис уверен, что у нас в ближайшие 20 лет есть реальная возможность перефокусироваться в Миры, качество которых радикально отличается от всего того, что свойственно нашему нынешнему самоосознаванию. Он отметил, что всё, так или иначе происходящее с нами и вокруг нас, изначально творится лишь в нашем собственном самосознании. «И не нужна никакая трибуна, чтобы огласить миру своё отношение к чему-то, не нужно стремиться попасть в законодательные органы, чтобы издавать более качественные и справедливые общественные законы – всё это гораздо более эффективно можно сделать в осмысленной тишине своего Самосознания, откуда открывается всё разнообразие перспектив для любого из возможных на данный момент вариантов развития человечества» (5).

Знание, раскрытое Орисом, подтверждает древнюю мудрость – Мир, включая человека, есть Иллюзия. Но в парадигме этого выдающегося метафизика настолько глобально и детально изложен механизм организации и функционирования этой Иллюзии, что становится отчётливо понятно: придумать это человеческому разуму не под силу.

В своей парадигме Орис наглядно обосновал вывод о том, что современные люди ещё очень далеки от соответствия понятию «человек» и раскрыл направление эволюции для достижения такого соответствия. Одним из важных инструментов такой эволюции сознания является, как он считает, «песенная медитация» — исполнение песен соответствующего содержания. С этой целью Орис сочинил более 1000 текстов на мелодии известных российских и зарубежных песен 1930-1990-х годов.

В 1888г. была впервые издана «Тайная доктрина» Елены Блаватской – весьма необычная книга, оказавшая заметное влияние на культуру западной цивилизации.

Блаватская, воспитанная в традициях русской культуры, подчёркивала, что настоящая теософия – это братская любовь, взаимная помощь и непреклонное служение Истине. «Если бы люди осознали, что в этом истинное счастье, то наступил бы Золотой Век… Но если этого не произойдёт, то разразится гроза, и наша хвалёная западная цивилизация и просвещение потонут в таком страшном водовороте ужаса, описание которого не найдёшь в анналах истории… Придёт тот день, когда будущие поколения научатся лучше понимать меня». Прошедший век в полной мере подтвердил это пророчество. Что готовит нам век наступивший?
__________________________________________________

Литература

1. Шмаков В. Закон синархии. Киев, 1994.
2. Шмаков В. Основы пневматологии. Киев, 1994.
3. Баранцев Р.Г. Становление тринитарного мышления. М.-Ижевск, 2005.
4. Татур В.Ю. Р-адический человек. // «Академия тринитаризма», М., Эл. № 77-6567, публ. 26082, 06.02.2020.
5. Орис. Ииссиидиология. Т. 1-15, М., 2010-2017.

Тексты Владимира Ерёмина на блог-книге «ОСЬМИНОГ»
https://www.peremeny.ru/books/osminog/author/ervl

комментария 2 на “Спасёт ли красота этот мир?”

  1. on 01 Июл 2020 at 1:07 пп Владиммир Ерёмин

    Уважаемый Админ! Будет ли опубликована статья:»Кто кончил жизнь трагически,тот истинный…гений»?

  2. on 01 Июл 2020 at 1:24 пп admin

    Владимир, да. То, что вы присылаете, мы постепенно опубликуем. Но мы не можем публиковать сразу.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: